Партнерство

тел. (4012) 58-89-06

Публикация
Остеопатия и беременность

На вопросы наших настоящих и будущих мам отвечает руководитель клиники доктор остеопатии Олег Александрович Паньков.

- Не опасно ли остеопатическое лечение в период беременности? Каковы принципы, методы лечения? В чем их преимущество для мамы и малыша? Не больно ли?

- Остеопатическое лечение в период беременности не опасно, так как не нарушает физиологии беременного организма. Основным диагностическим и лечебным инструментом врача-остеопата являются руки. Пальцы остеопата благодаря сверхчувствительным пальпаторным навыкам способны распознать и устранить препятствия для нормального функционирования механизма саморегуляции организма, заложенного в нас природой. Такими препятствиями являются так называемые "функциональные блокирования" в органах и тканях, нарушающие их подвижность.

"Движение - это дизнь". Данный тезис наиболее ярко проявляется в процессе остеопатической диагностики и лечения. Там, где нет движения, отсутствует нормальное кровообращение, лимфообращение и нервное питание, а значит нет здоровья. Восстановление подвижности органов и тканей приводит к улучшению питания тканей и, следовательно, к восстановлению здоровья.

Остеопатическое лечение не причиняет боли, оно может в определённых случаях сопровождаться небольшим дискомфортом.

- Каковы показания для остеопатического лечения во время беременности?

- Сама беременность (диагностика подвижности суставов таза и позвоночника, правильности положения и подвижности беременной матки и при необходимости их коррекция; стимулирование и помощь в функционировании внутренних органов - печень, почки, кишечник. легкие, плацентарное кровообращение; кровообращение головного мозга, особенно в гипаталамо-гипофизарной зоне);

* боли различнох локализации;

* повышенный тонус матки;

* токсикозы (ранний и поздний);

* нарушение функции печени, почек, кишечника и других органов.

- Где обучается и как лечит доктор?

- Искусству врачевания руками остеоапт обучается по международным стандартам на базе врачебного образования в течение четырех лет, защищает дипломную работу международной комиссии, зачисляется в один из остеопатических регистров (в России их два: Единый национальный регистр остеопатов и Русский регистр остеопатов), после чего врач может заниматься лечебной работай в качестве доктора остеопатии. Сведения о принадлежности остеопата к тому или иному регистру можно найти в Интернете. Все эти меры, прежде всего, защищают пациента от недобросовестных лжеспециалистов-остеоаптов. Мануальный терапевт, к сожалению, обучается всего лишь в течение трех месяцев. Естественно, врачебная подготовка в данном случае будет хуже.

- В чем кардинальное отличие от массажа и мануальной терапии?

- Кардинальное отличие массажа от остеопатии в его неспецифичности, отсутствии прицельности в устранении первопричины страдания и, потому, гораздо меньшей эффективности.

- Мне 28 лет. В подростковом возрасте поставлен диагноз: болезнь Шоермана-Мау. Болит спина. Сейчас беременность 30 дней. Хочу рожать путем кесарева сечения. Боюсь за последствия.

- Вопрос можно разделить на две составляющих. В первую очередь следует максимально уменьшить боль, которую испытываете Вы и, естественно, Ваш ребенок. Поэтому надо протестировать Ваш организм и, выявив причину боли, устранить её. Для этого в остеопатии есть очень эффективные лечебные техники.

Следует задуматься о пути родоразрешения. Болезнь Шоермана-Мау не является противопоказанием для естественных родов. А вот кесарево сечение, во-первых, практически в 100% в большей или меньшей степени приводит к родовой травме, а во-вторых, наличие поперечного послеоперационного рубца стягивает переднюю брюшную стенку в продольном направлении, что ещё больше усилит нагрузку на шейный и грудной отделы позвоночника, будет способствовать прогрессированию дегенеративно-дистрофических процессов в позвоночнике.

- Была травма копчика. Загиб копчика. Что посоветуете делать?

- Роль крестцово-копчикового сочленения во время беременности и родов трудно переоценить. Травма копчика приводит к нарушению его подвижности относительно крестца, изменению конфигурации нижних размеров таза и положения матки из-за влияния копчика на связочный аппарат матки. В потужной период благодаря подвижному копчику продольный размер таза способен увеличиваться от 2 до 6 см. Как говориться, комментарии излишни. В остеопатии существуют эффективные, безболезненные и безвредные техники для устранения посттравматических изменений копчика во время беременности.

- У меня симфозит. Что можно предпринять?

- Диагноз "симфозит" вбирает в себя целый ряд патологических состояний, характеризующихся болью в области лона. И здесь остеопатическая диагностика с последующим лечением лидирующие позиции по своей эффективности и безвредности.

- У меня узкий таз. Я хочу рожать естественно, но боюсь за малыша. Что посоветуете?

- Следует заметить, что сам по себе узкий таз не является препятствием для деторождения естественным путем. Препятствием являются блокирования в области суставов тазового кольца, в пояснично-крестцовом и крестцово-копчиковых отделах позвоночника, а также неправильное положение матки. Все эти патологические состояния способен продиагностировать и устранить квалифицированный врач-остеопат.

- Является ли сколиоз грудного отдела позвоночника II степени показателем к операции "кесарево сечение"?

- Как правило, не является. Если в позвоночнике беременной, её тазовом кольце устранить функциональные блокады (места отсутствия нормальной подвижности в суставах позвоночника и таза), уравновесить матку совместно с её связочным аппаратом, то можно и даже, учитывая все осложнения при кесаревом сечении, нужно рожать естественным путем. Следует заметить, что беременные женщины с грыжей межпозвонкового диска в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, прошедшие лечение в нашей клинике, успешно родили естественным путем.

- Плоскостопие, отеки плюс артериальное давление. Можно ли делать массаж и проводить остеоаптическое лечение?

- В данном случае остеопатическое лечение не только возможно, но и показательно, т.к. повышенное артериальное давление обычно связанны с патологическими процессами в организме, для коррекции которых в остеопатии существуют эффективные лечебные техники.

- Я рожала путем кесарева сечения. Была эпидуральная анестезия. Сейчас беспокоят головные боли. Проведено лечение (капельницы). Боли периодически возвращаются. Подскажите, что делать?

- Как я уже говорил выше любая боль во время беременности вредна не только для будущей мамы, она является мощным стрессирующим агентом для развивающегося плода. Эпидуральная анестезия зачастую имеет своим следствием образование спаек твердой мозговой оболочки в месте введения иглы, что приводит к головным болям. В остеопатии существуют лечебные техники, позволяющие справиться с подобного рода патологией. К головным болям "напряжения" после кесарева сечения может приводить и сам послеоперационный рубец, который, уподобляясь "тугому узлу", натягивает ткани организма. Это напряжение - подобно кругам на воде от упавшего камня - расходится во все стороны и довольно часто вызывает напряжение и спазм мышц шеи и, следовательно, передавливая сосуды, питающие головной мозг и его оболочки, приводит к головным болям. Остеопатическое лечение и в данном случае поможет избавиться от головной боли.

- Можно ли сочетать остеопатическое лечение с занятиями в бассейне, йогой, гимнастикой для беременных в женской консультации?

- Сочетание остеопатического лечения с занятиями в бассейне, йогой и гимнастикой возможно и даже полезно. Главное, чтобы все это проводилось квалифицированными специалистами.

- Дайте, пожалуйста, рекомендации по двигательному режиму, физической активности для беременных.

- Рекомендации по двигательному режиму следующие. Как можно больше двигаться! Это могут быть ходьба, плавание, полезно (особенно в последние месяцы) ходить на четвереньках, делать приседания без отрыва пяток, полезна "ходьба на ягодицах". Все эти упражнения способствуют активизации работы почек, печени, кишечника улучшают кровообращение органов малого таза.

Если беременная женщина на последних месяцах не может спать лежа, значит, необходимо обнаружить и устранить причину этого. Беременность - физиологический процесс. Положение лежа во время сна единственно физиологично для беременной женщины.

Говоря об обуви, главное, на что нужно обратить внимание - не менять высоту каблука вне зависимости от сезона, т.к. каждые подобные перепады высоты каблука привит к изменению тонуса мышечно-звязачного аппарата и возможны различного рода боли и дискомфорт. Наиболее подходит каблук в несколько сантиметров высотой либо кроссовки.

Одежда - из натуральных тканей, не стесняющая движение и кровообращение внутренних органов. Нежелательно ношение обруча на голове, очков с тугими душками, оказывающих давление на переносицу, т.к. это приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, а следовательно и всего организма в целом.

Вождение автомобиля не противопоказано при нормальном течении беременности, если, конечно, это не гонки оп пересеченной местности.

При нормальном течении беременности дородовой бандаж не требуется, т.к. уравновешенная матка не доставляет хлопот своей хозяйке. Если беременная женщина испытывает тяжесть, боль, дискомфорт в низу живота в последние месяцы, то остеопатическое пособие, которое направленно на нормализацию тонуса связочного аппарата матки, позволяет устранить подобного рода жалобы. Не следует забывать: бандаж, оказывая давление на переднюю стенку живота, способен ухудшить кровообращение и иннервацию органов малого таза и брюшной полости.